Анику́шин Михаил Константинович (1917-1997), скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член РАХ (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Памятник А. С. Пушкину (1957), мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (1975) в Санкт-Петербурге. Ленинская премия (1958).
* * *
АНИКУШИН Михаил Константинович - АНИКУ́ШИН Михаил Константинович [19 сентября (2 октября) 1917, Москва - 18 мая 1997, Санкт-Петербург], российский скульптор, один из наиболее авторитетных представителей традиционализма (см. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ) в отечественной школе ваяния. Действительный член Российской Академии художеств (с 1962). Герой Социалистического труда (1977).
Родился в семье рабочего-паркетчика. Учился в 1937-1941 и 1945-1947 гг. в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (см. ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ) (ЛИНЖАС) (бывшая Академия художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург))), где его наставниками были В. А. Синайский (см. СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович) и А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич). Участник Великой Отечественной войны. Жил и работал в Ленинграде-Петербурге.
Его ранние произведения не выделяются на фоне средней послевоенной соцреалистической пластики, представляя собой социально-тематизированные (преимущественно в виде фигур рабочих) этюды с натурщиков. Сформировался как крупный мастер в процессе работы над образами А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) (сидящая фигура поэта на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде (1954); памятник в Ташкенте (1974); и др.). Эти произведения, исполненные преимущественно в бронзе, выделяются в целом своей классической строгостью, однако Аникушину удалось умело передать и пафос внутреннего вдохновения, одухотворяющего фигуру великого поэта.
Наибольшую популярность среди этих произведений по праву снискал памятник на петербургской Площади Искусств (1949-1957). В основу памятника, ставшего плодом долгой и упорной работы, положен мотив юного Пушкина-лицеиста, читающего стихи Г. Р. Державину (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) на известной картине И. Е. Репина («Пушкин на акте в лицее», 1911). Поэт представлен у Аникушина значительно старше, но сохранен и монументально развит тот же широкий жест руки, призванный красноречиво усилить эффект декламации. Этот жест композиционно объединяет памятник с его историческим окружением, где доминирует здание Русского музея, перед которым был установлен монумент. Аникушинский «Пушкин», таким образом, превращается в смысловой фокус ампирной площади, зрительно подчеркивая ее новое название.
Гораздо менее удачно исполненное им скульптурное оформление мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» (архитекторы В. А. Каменский (см. КАМЕНСКИЙ Валерий Александрович) и С. Б. Сперанский (см. СПЕРАНСКИЙ Сергей Борисович), 1975). Несмотря на отдельные выразительные детали (в лепке многочисленных фигур, символизирующих героическое взаимодействие армии и блокадного тыла) сложной композиции мемориала не хватает синтетического единства и, соответственно, подлинно масштабной монументальности, необходимой для зрительного оживления окружающей, в данном случае совершенно безликой, застройки 1960-1970-х гг.
Создал также немало парадных, но живых по характеристике портретов (ːڐޑPܐސݐАґ Г. С. Титов», 1961-1963), обращался к мемориальной пластике (гармонически-строгие надгробия артистов: Ю. М. Юрьева (см. ЮРЬЕВ Юрий Михайлович), 1961; Н. К. Черкасова (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович), 1975).
Преподавал в ЛИНЖАС (с 1947). Был председателем правления Ленинградской организации Союза художников РСФСР (с 1962), проявив себя как умелый администратор, не чуждый либеральных компромиссов.